Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2026 г. № 1277 "О мерах поддержки лиц, пострадавших в результате атак с применением беспилотных летательных аппаратов, реактивных систем залпового огня, любых видов ракет на объекты группы 'Интернет Решения'" стало важным шагом в поддержке бизнеса, пострадавшего от атак на инфраструктуру. В частности, продавцы Озона, которые пострадали от беспилотников, смогут рассчитывать на государственную помощь. В соответствии с новым постановлением, им предоставляется отсрочка на 12 месяцев по уплате НДС, налога на прибыль, налога по УСН, НПД, НДФЛ для индивидуальных предпринимателей, а также страховых взносов и авансовых платежей по этим налогам, подлежащих уплате с августа 2026 г. по июль 2027 г. Задолженность будет погашаться в течение года равными долями, начиная со следующего месяца после наступления срока уплаты платежей.
Кроме того, до конца 2026 г. приостановлены выездные налоговые проверки и проверки правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов. На поддержку могут рассчитывать как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть действующий договор с ООО "Интернет Решения". При этом должно выполняться хотя бы одно из двух условий: компания понесла ущерб, начиная с августа 2026 г., и зарегистрирована после декабря 2025 г., а размер причиненного ущерба превышает 5% годового дохода. Учитывается и совокупный ущерб, если лицо получило ущерб в результате атак на объекты группы "Интернет Решения" и на объекты группы "РВБ". Данное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Подробности можно ознакомиться на сайте Златоустовского городского округа.
Также 1 октября 2026 г. Министерство финансов России опубликовало информацию о "Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2027 год и на плановый период 2028 и 2029 годов". В рамках этих направлений будет расширена налоговая база по НДФЛ, теперь в нее будут включены пассивные доходы граждан, такие как дивиденды, проценты от вкладов и операции с ценными бумагами. Сохранится прогрессивная шкала ставок в 13-22%. Для отдельных типов ПИФ введут обязанность по уплате налога на прибыль с получаемых пассивных доходов по ставке 15%, а ставка налога на прибыль с дивидендов, уплачиваемых на счета "С", будет повышена до 35%.
В новых условиях трансграничной электронной торговли с 2027 года введут НДС по ставке 22%, а также таможенный сбор на товары для личного потребления в размере не менее 100 руб. за посылку. Кроме того, будет введен налог со сверхдоходов по ставке 20/30% от повышения доходов из-за роста мировых цен на твердые полезные ископаемые в рублевом эквиваленте. Также предусмотрен перенос сроков погашения регионами 1/3 задолженности по бюджетным кредитам с 2027-2029 годов на 2031-2033 годы.
В тот же день, 1 октября 2026 г., Минстрой России зарегистрировал приказ от 11 сентября 2026 г. № 602/пр, который устанавливает среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2026 года. Эта стоимость будет основой для расчета социальных выплат гражданам на приобретение или строительство жилья.
Также в рамках нового законодательного пакета был представлен проект федерального закона № 621-9 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2027 год и на плановый период 2028 и 2029 годов", а также ряд других проектов, касающихся бюджета и налогового законодательства. В частности, законопроект № 618-9 "О налоге на сверхдоходы" предполагает введение нового налога, а проект № 615-9 "О федеральном бюджете на 2027 год" детализирует ожидаемые расходы и источники финансирования.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2026 г. № 57-П также стало значимым событием. Оно разъясняет, при каких условиях сотрудник органов внутренних дел не может быть лишен права на жилищную социальную выплату в связи с приобретением квартиры его совершеннолетним ребенком. Конституционный Суд отметил, что родители считаются членами семьи ребенка-собственника, только если они проживают в одном помещении.
В свою очередь, Постановление Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2026 г. № 56-П обязывает выплачивать компенсацию госслужащим при увольнении в связи с отказом продолжить службу в другой местности. Это решение подчеркивает важность защиты прав госслужащих и необходимость соблюдения баланса между интересами государства и правами граждан.
Таким образом, новые меры поддержки бизнеса, обновления налогового законодательства и разъяснения Конституционного Суда подчеркивают стремление государства к обеспечению стабильности и поддержки граждан в условиях кризиса. Эти изменения, несомненно, окажут влияние на экономическую и социальную ситуацию в стране в ближайшие годы.